19.Чили |
Подводя итоги прошедшего года, мы не только анализируем свои удачи и просчеты, но и подробно вспоминаем увиденное в других странах и регионах. Много нового и необычного узнали в Европе: Польша славится яблоневыми и грушевыми садами, Германия прекрасными питомниками и черешневыми плантациями, бельгийцы совершили прорыв в обрезке садов, в том числе и механической, Голландия поражает своими питомниками и земляничным производством, в Италии чрезвычайно высокая урожайность при загущенной посадке садов, очень высокая механизация трудоемких процессов в плодоводстве… В США, Канаде, Новой Зеландии тоже много интересного и необычного. Всего не перечислишь. По Европе ездили с десяток раз, в каждой поездке, конечно, видели что-то новое, однако там уже привычны пейзажи и обычаи, знакомы сады и садоводы, не удивляют блюда и напитки. Все почти как дома. Мы побывали и в южном, и в западном полушарии, но чтобы одновременно оно было и южным, и западным – пока нет, так что предложение посетить Чили и Аргентину пришлось весьма кстати. Обе страны за последние двадцать лет сделали огромный рывок в садоводстве и виноградарстве. Их продукция вышла на рынки всего мира, в том числе и Европы, а сейчас, в свете ответных санкций на европейские фрукты, значительно увеличила свое присутствие и в нашей стране. Поэтому мы не могли не воспользоваться возможностью побывать в Чили и Аргентине за одну поездку. В конце января, когда дожди, снега, морозы и ледяной ветер не дают работать в питомнике, мы собираем чемоданы. Длительные перелеты стали привычными, а смена студеной зимы на жаркое лето вызывает бурю позитива. Дома -20 градусов, снег и мороз, а в Сантьяго, столице Чили, целых 30 градусов, но уже тепла. Огромный город с населением около шести миллионов человек в основном малоэтажной застройки – страна находится в сейсмоопасной зоне. По этой же причине здесь очень мало зданий в возрасте более ста лет.
Хотя здесь не океанское побережье, обед в ресторане, оформленном в виде пиратского фрегата, был «морским» – можно заказать краба (фото снизу слева) или моллюсков, можно сборное блюдо из морепродуктов (фото снизу справа). Все очень вкусно и необычно. Тем более, в этой стране море отовсюду близко – при длине в четыре тысячи километров, наибольшая ширина ее составляет всего сто восемьдесят километров. По местным дорогам два часа езды.
Мандарины расположены в средней части долины. Здесь междурядья содержатся под черным паром. Основной урожай собирают зимой, в августе-сентябре, а сейчас среди блестящих кожистых листьев можно найти только отдельные спелые плоды – их называют безвременниками. Деревья заканчивают массовое цветение, начинает наливаться завязь. В самом низу – виноград. На относительно ровном участке долины находится несколько кварталов виноградной беседки – по десять-двенадцать гектаров одним массивом. Конструкция беседки очень простая: высота два метра, кол деревянный, пропитанный антисептиком. Крайние стойки закреплены якорями; между столбами вдоль и поперек натянута проволока, образующая квадраты 50х50см. Между рядами расстояние 3,5м, между кустами 1,5м. Формировка кордонная, обрезка короткая, на сучок.
Хозяин подробно рассказывает о закладке плантаций. Еще десять лет назад здесь росли только кактусы, была пустыня. Такие земли в Чили самые дешевые, по сто долларов за гектар. Пришлось купить большую площадь, чтобы дойти до реки. Возле воды земля уже по тысяче долларов, зато теперь всю площадь можно поливать. Тепла и света достаточно, небольшие морозы случаются только в самом низу долины, где расположен виноград. Выше, где бывает достаточно прохладно, посажены мандарины, еще выше, на крутом склоне, откуда холодный воздух, не задерживаясь, стекает вниз, растет авокадо. Все по уму. Поскольку Пабло любит рыбалку, он купил участок на самом юге страны, в Патагонии, и в свободное время летает порыбачить. Заодно попросил угадать, какое животное быстрее всего растет после своей смерти. Оказалось, рыба – с того момента, как ее поймали, и до того момента, как о ней начали рассказывать. После экскурсии отправляемся на обед в придорожный ресторанчик. Еда очень разнообразная и вкусная, много мяса и овощей, причем порции просто гигантские. Заказав один суп на двоих, мы так и не смогли его победить, осилив едва ли половину. Тут первые блюда в тарелках не подают: здоровенная фаянсовая миска, вроде наших салатников для оливье, размером литра в три, в ней чуть ли не килограмм мяса с косточкой, большие куски тыквы, картошка, фасоль, морковь и вкуснейший бульон, который мы почти весь и съели. На остальное наши внутренние ресурсы оказались не рассчитаны.
Все очень чисто, шумно, ярко. В ресторанах разнообразие свежайших морепродуктов по вполне демократичным ценам. На набережной продается несметное количество игрушек и сувениров, можно купить национальные одежды и лакомства, мороженое и напитки, билеты на морскую прогулку, взять гида для экскурсии по городу и просто посидеть в тени, любуясь панорамой. Освежившись в океанских волнах, обедаем в очередном рыбном ресторанчике и поднимаемся в центр города, где оставили свой микроавтобус. По дороге погуляли в городском парке с цветочными часами (фото снизу слева); здесь же, на «площадке четырех поэтов» каждый захотел сфотографироваться с Пабло Нерудой, потрогать руками настоящего моаи (фото снизу справа), статую с острова Пасхи. Затерянный где-то в океане клочок суши с несметным количеством каменных скульптур принадлежит Чили, находится в 3514 километрах от побережья и входит в состав провинции Вальпараисо.
После завершения экскурсии поворачиваем в сторону гор. Ночью будем через Анды и перевал Бермехо, по Панамериканскому шоссе, переезжать в Аргентину: на дороге проводится обширная реконструкция, и, чтобы не мешать работам, движение транспорта перенесено на темное время суток. Прощай, Чили, гостеприимная и удивительная страна. Здесь нам было интересно и комфортно.
|
« 20.Аргентина | 18.Иссык-Куль-горячее озеро » |
---|
