26.Крымские аборигены (03.02.2010)

Золотая медаль на груди Земли, крылатая кисть винограда в окружении бирюзовых вод,  благословенная Таврика древних греков, важнейший отрезок Великого шелкового пути –  это сказано о Крыме. Люди едут сюда со всех континентов. Теплое море, великолепные пейзажи, дворцы и храмы, пещеры и раскопки, фрукты и вина  влекут сегодня любознательный народ.

Однако современную известность Крыму принес XIX век, когда тысячи подвод повезли наши яблоки не только в столицы Российской империи, но и на международные выставки. Необходимость расширить поставку фруктов ускорила строительство железной дороги, которая, в свою очередь, способствовала увеличению и количества садов,  и распространению более изысканных и нежных сортов яблок. Теперь Кальвиль снежный или Кандиль синап не нужно было две недели везти в жару по ухабистому тракту – железная дорога справлялась не в пример быстрее и надежней.

Крымские яблоки Императорское Российское общество садоводов экспонировало на международных выставках. Труды не пропали даром. На Парижской выставке 1891 года Кандиль синап был удостоен Большой золотой медали, которую российский император лично передал в руки Л.П. Симиренко, отбиравшему образцы фруктов, в награду за описание и распространение аборигенных крымских сортов яблок.

Не только в Москве и С-Петербурге любили наши синапы. В Одессе, Ростове, Киеве, Екатеринбурге и других крупных городах Кандиль синап продавался поштучно, тогда как плоды из других регионов измеряли пудами. В петербургских ресторанах цена одного яблока доходила до пяти рублей золотом – корова с теленком стоила тогда три рубля. Валовой доход с одной десятины (1,1га) плодоносящего яблоневого сада составлял по основным садовым районам Крыма, расположенным в долинах рек, совсем не мало:

Бельбек

– 740 руб;

Кача

– 1690 руб;

Альма

– 970 руб;

Салгир

– 1210 руб;

Карасевка

– 1160 руб

 

Аборигенные сорта плодовых культур обеспечивали ежегодный стабильный урожай. За многие сотни лет они приспособились к  выкрутасам местного климата, и ни сильные морозы зимой, ни поздневесенние заморозки, ни изнуряющая летняя жара и засуха их не смущали.

Так, зимой 1910-1911 года, после теплой осени в Крыму грянули небывалые морозы – Азовское море замерзло, и из Керчи в Тмутаракань можно было ходить по льду пешком. В садах вымерзло почти сорок процентов яблоневых деревьев, весной многие плантации даже не распустились. Это было национальное бедствие, ведь целые села занимались только садоводством и не имели других источников дохода. Однако в конце лета крымские садоводы собрали обычное среднегодовое количество плодов: 60% площади садов занимали аборигенные сорта. Они не пострадали от морозов и принесли полный урожай. Вымерзли т.н. «французские» яблони, завезенные из Европы и Америки. Пришлось полностью перезакладывать эти сады.

Тогда-то Л.П. Симиренко и добился у российского царя Николая II разрешения на создание Салгирской станции садоводства (ныне Крымская опытная станция садоводства),  «дабы прекратить вакханалию с сортами». Станция должна была всемерно сохранять и распространять местные сорта и породы плодовых культур, тщательно испытывая всяческих «варягов» на пригодность их для выращивания в Крыму.

Аборигенные сорта отличаются не только высокой устойчивостью к местным погодным катаклизмам, но и необычайно продолжительным плодоношением, оригинальной формой и окрасом плодов, несравненным вкусом, исключительной лежкостью и транспортабельностью. Двести лет назад, в начале XIX века, создатель Никитского ботанического сада Х.Х. Стевен писал, что «синапское яблоко есть одно из самых красивейших, формы продолговатой, величины средней, цвета желтого, с одною стороною совершенно румяною».

Мощные, красивые деревья зачастую приносили урожай до ста пудов, т.е. более полутора тонн с одной яблони. Л.П. Симиренко писал о них: «В саду г. Взметнева (Альма) встречаются могучие экземпляры Кандиля в возрасте более 80 лет, и эти деревья находятся еще в блестящем состоянии, дают регулярные щедрые урожаи. По свидетельству владельцев, в тот памятный урожай снято было 87 пудов плодов, за которые выручено 483 рубля. Это дерево не поражает своей мощью и не выделяется из числа других одновозрастных и однотипичных». За выручку с одного такого дерева можно было купить целое стадо коров.

Но не только яблоками славился полуостров. «В Крыму местное население делает большие запасы плодов некультурного кизила, считая их чрезвычайно полезными для здоровья, –  отмечал В.Х. Кандараки.    Туземцы Крыма считают кизиловый плод чрезвычайно полезным при всякого рода болезнях. Они рассказывают, что все знаменитые медики древних времен, заезжая в Тавриду, не останавливались в ней  только потому, что видели множество кизила, самого лучшего врача против всех болезней, свойственных человеческому организму. В былые времена лесной кизил собирали в Крыму в больших массах»

 0302201001.jpg

Однако за последние годы площади кизила в лесах Крыма уменьшились в сотни раз. Существует единственно реальный путь возродить чрезвычайно полезную для человека культуру – посадить кизиловые сады. В настоящее время выведено много сортов садового кизила – необычайно крупного, вкусного и красивого. Такой сад способен до трехсот лет приносить ежегодные щедрые урожаи, отличаясь к тому же замечательной неприхотливостью и простотой в агротехнике. Он не требует детальной обрезки, удовлетворяясь только санитарной, практически не нуждается в химобработках, способен произрастать в долинах рек, на склонах, щебнях и неудобьях, не нуждается в специально выделенном месте, комфортно чувствуя себя в тени других деревьев, строений и беседок  с лианами.

Спрос на плоды этой замечательной культуры никогда не ослабевает, причем популярен он не только в свежем виде, но и продукты его переработки: варенья, сиропы, компоты, маринады, сушеные и засахаренные плоды. Привитой саженец кизила плодоносит на второй год после посадки, тогда как от сеянца, выращенного из косточки, ждать урожая приходится десять-двенадцать лет. Двух-, трех-, пятилетние привитые саженцы и крупномеры порадуют вас плодами уже в первом сезоне, ежегодно наращивая урожай в геометрической прогрессии.

В исторических описаниях Крыма есть множество сведений о плодоторговле как основном источнике доходов для большей части местного населения. И, если в давние времена фрукты приходилось вывозить на арбах и бричках, то сегодня об этом вопрос вообще не стоит: за элитный товар  деньги привезут  к вам домой, станут в очередь и будут уговаривать отпустить побольше редкостного фрукта. Поэтому очень важно восстановить посадки именно аборигенных культур, которые сотни лет росли на полуострове, приспособившись к нашим условиям, и нигде больше не произрастают.

 0302201002.jpg

В золотой фонд крымских аборигенов входят яблоки – Кандиль синап, Сары синап, Саблы синап, Кара синап (фото справа), Белый синап, Челеби (фото), Гуль-пембе, Памук алма, Демир алма и множество им подобных; это несравненные груши Сахарная и Баздурган, сливы Изюм Эрик и другие, фундуки, и прежде всего Трапезунд, боярышники, в том числе боярышник Поярковой, кизил со всем многообразием современных сортов, мушмула, бузина и неисчислимое количество еще менее известных фруктов и ягод.

Все это разнообразие должно продаваться в специальных магазинах и на рынках, чтобы потребитель точно знал, что он может взять действительно натуральный продукт. Туристы со всего мира поедут к нам не за польским Бребурном и Глостером, а за экзотическим крымским товаром, как мы едем в Таиланд, Австралию или Китай, чтобы там попробовать дуриан, утку по-пекински или только что выловленных королевских креветок – замороженные или политые консервантами они  совсем  не такие.

 0302201003.jpg

Конечно, в этих магазинах продукция будет стоить дороже, чем на заваленных польскими яблоками или турецкими помидорами прилавках – но на каждый товар имеется свой покупатель. Довольно неказистые овощи и фрукты в магазинах экологических товаров уже сейчас в Европе и Америке продаются вдвое дороже, чем  лакированные и калиброванные плоды из промышленных садов и огородов, три десятка раз за сезон обработанные сначала ядохимикатами, чтобы имели товарный вид, а затем консервантами, чтобы спокойно хранились три года в холодильнике и месяцами лежали на прилавках, не теряя товарного вида.  Наша продукция привлечет туристов со всего мира, вернет Крыму славу, крымчанам – достаток, и мы снова услышим бессмертные слова из «Республики ШКиД»: «Поехали в Крым, там – Я Б Л О К И !»
 
« 27.Европейский виноградник.Первый урожай (08.02.10)   25.Итоги сезона-2009 »